Дети учатся тому, что хорошо и правильно во время учебного процесса … Они не рождаются с осознанием принципов социальной и семейной жизни — что разрешено, а что нет, как действовать и как не делать. Они не знают об опасностях и не понимают их … (это меняется с возрастом). Они просто открывают мир, впитывают знания. Именно родители и окружение дают им инструкции по поведению, которые они сами потом изменяют (но которые, в конце концов, формируют их психику).
Чего следует избегать, когда мы чувствуем, что вспышка гнева близка?
Не кричите, не бейте, не бросайте вызов, не используйте ненормативную лексику — если это станет способом наказания, ребенок начнет бояться родителя. И это будет не уважение или восхищение, а страх разрушения связи между ними.
Не наказывайте так, чтобы ребенок не знал, в чем причина наказания — ребенок должен знать, за что назначено наказание, иначе нет никаких шансов, что он сделает какие-то выводы на будущее. Малыш будет думать, что к нему относятся несправедливо.
Не откладывать наказание на неопределенный срок. Ребенок будет жить в страхе и стрессе, или он забудет свой проступок и не сможет связать его с последующим наказанием (это зависит от возраста).
Не отнимайте любовь — некоторым родителям кажется (иногда они делают это неосознанно), что эффективным наказанием является сообщение «Я не люблю такого непослушного ребенка», «Уходи, ты мне не нравишься». Таким образом, ребенок узнает, что любовь родителя не безусловна, ее нужно заслужить, чтобы купить ее с правильным поведением. Это приводит к снижению самооценки в будущем и ухудшению отношений с родителями и родственниками.
Основная цель наказания детей (а также вознаграждения) состоит в том, чтобы заставить их осознать, что хорошо, плохо, вредно, опасно. Граница между наукой и «разрушением» детской психики здесь может быть очень тонкой. Вы должны быть осторожны, подходите к этому с умом и ответственно — с заботой о детях, с любовью, а не с желанием вновь проявить свой собственный гнев или разочарование.
Ни при каких обстоятельствах наказания не должны лишать ребенка чувства собственного достоинства
Наказания должны быть адаптированы к возрасту ребенка, степени проступка. Ни при каких обстоятельствах они не должны лишать его чувства собственного достоинства. Давайте учить, показывая, например, последствия действий (если поломать игрушку, у него не будет игрушки) вместо того, чтобы стать агрессором в глазах ребенка, после чего вы не можете знать, чего от него ожидать в дальнейшем.